Памятка для родителей по профилактике употребления наркотических веществ
Отдел образования муниципального городского округа "Инта" информирует о запуске проекта "Карта возможностей особого ребенка". Карта расположена на портале по адресу: http://ванечка.рф/
Сборник "Социальная поддержка семей, имеющих детей, в Республике Коми"
Гиперактивный ребенок
Если у вас неугомонный, невнимательный, непослушный, импульсивный ребёнок, то, возможно, вы столкнулись с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Клинические проявления СДВГ
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребёнок часто не замечает. Для детей с этим синдром характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребёнка связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Импульсивность выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребёнок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счёта.
Гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторики и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для таких детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Причинами развития у детей СДВГ могут быть:
- Генетические факторы;
- Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
- Негативное действие внутрисемейных факторов.
Диагностические критерии СДВГ
Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведённых в двух колонках таблицы: шести или более из перечисленных симптомов невнимательности или гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. |
|
Дефицит внимания
1.Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях и других видах деятельности. 2.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры. 3.Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6.Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания. 7.Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8.Легко отвлекается. 9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. |
Гиперактивность
1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2.Часто встаёт со своего места во время урока или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто ведёт себя так, «как будто к ему прикрепили мотор». 6.Часто бывает болтливым. |
Импульсивность
7.Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 8.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9.Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). |
Практические рекомендации родителям ребёнка с СДВГ.
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
- Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований;
- Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;
- Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Изменение психологического микроклимата в семье:
- Уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- Проводите досуг всей семьёй;
- Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:
- Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- Чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания;
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- Избегайте по возможности больших скоплений людей;
- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
· Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;
· Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения проступка;
· Чаще хвалите ребёнка. Такие дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
· Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену;
· Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
· Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
· Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
· Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
· Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
· Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
· Не давайте одновременно несколько указаний;
· Объясните гиперактивному ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, беседы редко оказываются результативными, такой ребёнок не готов к ним.
Помните, что для него наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
· Лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
· Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
· Приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников,домашний арест, досрочное отправление в постель);
· Чернильная точка на запястье ребёнка («чёрная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
· Внеочередное дежурство по кухне и т. д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребёнка директивными указаниями, запретами и выговорами.
Используйте свои методы влияния на него. Вот несколько примеров:
- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребёнок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с завучем школы и учителем, ребёнок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если 12-летний ребёнок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть подросток сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьём его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, он будет знать, что ответственность за принятое им решение несёт только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет своё воспитательное воздействие;
- если ребёнок забросил свою вещь и не может её найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он будет более ответственно относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую Оль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребёнка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Родитель должен знать
Родители должны знать, как помочь своим детям находить решения проблем, с которыми они могут столкнуться.
На употребление алкоголя и наркотиков могут указывать следующие признаки:
1. Изменения в отношениях с друзьями:
• отход от старых друзей;
• нежелание приводить новых друзей в дом или рассказывать о них.
2. Изменение отношения к школе:
• невыполнение домашних заданий;
• проявление рассеянности, несобранности;
• потеря интереса к школьной и внеклассной работе;
• проблемы с учителями.
3. Изменение поведения:
• скрытность;
• неопрятный внешний вид;
• ложь;
• хулиганство;
• кражи;
• потеря интереса к прежним увлечениям.
Семья может помочь ребёнку сохранить здоровый образ жизни:
1. Дети должны знать, что они любимы. Очень важно выражать любовь к детям не только словами, но и поступками, находить пути подхода к ним, особенно когда дети становятся старше.
2. Необходимо говорить с детьми, а также внимательно выслушивать их точку зрения.
3. С возрастом дети становятся более уязвимыми, и родителям необходимо тактично руководить ими.
4. Будьте логичны и справедливы по отношению к детям.
5. Предъявляйте ребенку благоразумные требования.
6. Создайте ребенку ситуацию успеха.
7. Будьте примером для сына или дочери.
Родителям первоклассников
Если возникли проблемы
(Десять советов родителям первоклассников)
Трудности и связанные с ними проблемы так многообразны и переплетены друг с другом, что родителям, как правило, не хватает терпения и понимания. Но больше всех страдает сам ребёнок. Иногда всё начинается, казалось бы, с незначительных вещей: медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Чем позднее родители начинают обращать внимание на школьные проблемы, чем безразличнее будут относиться к неудачам ребёнка, тем тяжелее будет разорвать порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребёнка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
Начинается серьёзное отставание ребёнка в учёбе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Ребёнок сдаётся: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребёнку порой больше громких слов. Для него не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чём упрекаете – за плохие отметки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.
Что же могут родители, если школьные трудности всё же появились?
Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе – настройтесь и подготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать – это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвёртое – забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, если он расстроен или огорчён. Оставьте его в покое, он сам расскажет вам всё, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое – не обсуждайте проблемы ребёнка с учителями в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчёркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно то же несколько раз без упрёков и раздражения.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал – вы с ним и для него. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Седьмое – не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчёркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребёнку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое – работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в кино …
Девятое – но очень важное! – детям со школьными проблемами необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Очень важен полный отдых в воскресенье и особенно в каникулы.
Десятое, и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов ( врачей, логопеда, психолога, педагога, психоневролога). И выполняйте все рекомендации!
Родителям будущих пятиклассников
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.
Пожелания психолога родителям и учителям
каждый должен найти в жизни свою нишу.
И ребенок – обязательно…
O Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
O Внушайте положительное. Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, сто ждет его, если вести себя правильно.
O Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
O Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза в увещевательном, 50 раз в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в своей доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
O Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок Вас боится – он будет лгать.
O Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.
O Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
O Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
O Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна прервать возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сооб